Сегодня, 19:07

Укрепление суверенитета Казахстана – новая формула стратегического союзничества

Государственный визит Президента Касым-Жомарта Токаева в Москву завершился подписанием Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве и союзничестве, закрепившей курс на углубленную евразийскую кооперацию. Мария Дмитриева — научный сотрудник Восточного института Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). В своем анализе она акцентирует внимание на прагматизме Астаны и уникальной российской модели инвестирования в человеческий капитал. Эксперт раскрывает, как сотрудничество в сферах ИТ и энергетики становится основой для технологического суверенитета Казахстана и всего региона, передаёт BAQ.KZ.

– Казахстан и Россия подписали Декларацию, закрепив статус всеобъемлющего стратегического партнерства и союзничества. Одновременно с этим в рамках визита прошел XXI Форум межрегионального сотрудничества в Уральске, посвященный "Рабочим профессиям – драйверу роста экономики". Какой стратегический смысл нес этот формат, и как он отражает курс Президента Токаева на "экономику здравого смысла"?

– Мы действительно видим, что диалог перешел к более прагматичному формату. Казахстан и Россия вышли на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства, и Форум в Уральске стал важнейшей ступенью в этом процессе. Его повестка была максимально прикладной, ориентированной на экономику и занятость.

Казахстан взял курс на всемерную поддержку людей рабочих профессий и реформу системы профессионального образования. Для воплощения порядка 150 совместных проектов, предусмотренных новой программой межрегионального взаимодействия, необходимы квалифицированные кадры, особенно в инженерных и рабочих профессиях. Поэтому стратегическая задача Форума — не только укрепление межотраслевых связей, но и повышение компетенций населения. Такой акцент отражает курс Президента Токаева на прагматизм и "экономику здравого смысла": обе стороны стремятся через конкретные совместные проекты усиливать технологические и профессиональные возможности, создавая базу для устойчивого роста.

– В рамках визита были достигнуты договоренности по атомной энергетике с "Росатомом", а также по развитию IT-сектора. Насколько эти масштабные проекты и сотрудничество в гуманитарной сфере (образование) укрепляют технологический и кадровый потенциал Казахстана?

– Сотрудничество в энергетике, особенно в строительстве АЭС и в области применения технологий мирного атома, является стратегически важным направлением.

Уникальность подхода России в том, что она передает технологии и вместе с этим оказывает содействие в подготовке кадров. Открытие филиала "МИФИ" на базе КазНУ имени аль-Фараби и работа девяти филиалов российских вузов в Казахстане говорит о том, что Россия вкладывается в человеческий потенциал республики, чтобы в Казахстане сами могли реализовывать такие большие проекты. Мне кажется, больше таким никто не занимается.

Что касается IT-сектора, кооперация могла бы быть в прикладных секторах: "умное сельское хозяйство", цифровая логистика, использование ИТ в геологии и кибербезопасности. Также очень интересен опыт России в социальных сервисах цифровизации типа "Госуслуг". Аналогов этому в мире не так много.

– Энергетическая политика Президента Токаева отличается рациональным подходом – не отдавать все на откуп ВИЭ, а сочетать их с модернизацией традиционных схем. Как Вы оцениваете этот прагматизм в контексте глобального зеленого перехода и какие цифровые решения могут усилить энергетический комплекс региона?

– Здесь важно подчеркнуть, что Президент Токаев рационально понимает: Казахстан имеет временами суровый климат, и отдавать всю энергетику на откуп ВИЭ – это совсем неправильно. Некоторые западные страны, которые так сделали, поплатились этим решением. Здесь мы видим рациональный подход, правильное использование своего потенциала в зеленой энергетике при совмещении с традиционными схемами, при их модернизации и адаптации для меньшего вреда окружающей среде. Что касается цифровизации, интересно было бы создавать совместные большие дата-центры для обслуживания потребностей всего региона Центральной Азии.

– Казахстан активно развивает Транскаспийский коридор и расширяет внешнюю политику на Азиатско-Тихоокеанский регион. Может ли Дальневосточный федеральный университет стать помощником в подготовке специалистов для этого нового направления?

– Если Казахстану интересно развивать сотрудничество со странами АТР – Восточной и Юго-Восточной Азией, то большой интерес может представлять подготовка востоковедов. Здесь именно Дальневосточный федеральный университет и Восточный институт действительно могут стать таким помощником в деле подготовки специалистов, китаистов и специалистов для сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии. Казахстан активно развивает отношения и с Вьетнамом, и с Малайзией, и с Индонезией. Поэтому здесь необходимо понимать специфику, язык и особенности стран, которые не являлись до этого приоритетным направлением внешней политики. Кстати, на Дальнем Востоке приграничное сотрудничество притормозилось, но в последние годы вновь стали обращать на это внимание. В этом плане у Дальнего Востока есть чему поучиться у Казахстана: зона свободной торговли ХОРГОС добилась большего успеха, чем наши подобные структуры. Как альтернатива пути через Китай, Владивостокский морской торговый порт также может стать логистической альтернативой для Казахстана.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и узнавайте новости первыми!