Национальный Банк Казахстана подвел итоги первого года работы Антифрод-центра — цифровой платформы, направленной на борьбу с финансовыми мошенничествами, передает BAQ.KZ.
За 10 месяцев с момента запуска предотвращен потенциальный ущерб в размере более 2,5 млрд тенге, зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов.
Наиболее распространенными видами мошенничества оказались телефонное мошенничество (22%), схемы с "дропперскими" картами и ложное инвестирование (по 19%).
Центр объединяет банки, правоохранительные органы, операторов связи и микрофинансовые организации в единую экосистему. К настоящему времени к платформе подключено более 200 участников, что позволяет оперативно обмениваться информацией, формировать черные и серые списки, а также внедрять механизмы автоматического реагирования на подозрительные действия.
Как сообщил советник председателя НБК Бинур Жаленов, в следующем этапе развития будет внедрён сессионный антифрод на базе ИИ, позволяющий анализировать поведение пользователей в приложениях до момента перевода средств. Также планируется запуск транзакционного антифрода на уровне национальной платёжной инфраструктуры.
Особое внимание будет уделено защите персональных данных, возврату средств пострадавшим, а также борьбе с незаконным игорным бизнесом и наркоторговлей, отметил директор департамента платёжных систем НБК Ерлан Ашыкбеков.
Параллельно Агентство по регулированию и развитию финансового рынка работает над обновлением нормативных требований к инфраструктуре и антифрод-системам финансовых организаций.