Глава фонда "Асар-Уме" ответил на вопросы о поездках, деньгах и доверии к Перизат Кайрат
После вопросов прокурора к нему перешёл адвокат подсудимой.
На судебном процессе по делу Перизат Кайрат продолжается допрос президента благотворительного фонда "Асар-Уме" Асхата Нурмашева. После вопросов прокурора к нему перешёл адвокат подсудимой, сосредоточив внимание на юридическом статусе пожертвованных средств и обстоятельствах зарубежной поездки, в частности — в Объединённые Арабские Эмираты, передаёт BAQ.KZ.
200 миллионов: кто собственник и зачем переводили?
Адвокат добивался уточнения, кому принадлежали 200 миллионов тенге, переведённые фондом Нурмашева в пользу организации, связанной с Кайрат.
"Средства поступили от неравнодушных граждан. Мы не подписывали с ними соглашений о возврате. Но, в соответствии с законом о благотворительности, мы обязаны отчитываться за каждый тенге. Юридически собственником является фонд, но де-факто — это общественные деньги", — пояснил Нурмашев.
Поездка в Эмираты: кто платил за бизнес-класс и отель
Защита напомнила суду, что Кайрат обвиняется в растрате средств, в том числе — на перелёты и дорогие гостиницы. Адвокат спросил, на какие средства — личные или из пожертвований — был оплачен визит в Абу-Даби.
"Все расходы, связанные с поездкой, в том числе перелёт и проживание, были оплачены Перизат Кайрат. Деньги фонда "Асар-Уме" на это не тратились", — подчеркнул свидетель.
При этом он подтвердил, что не располагает информацией, из каких средств поездку оплатила сама Перизат Кайрат.
"С Перизат Кайрат лично не знаком"
Отвечая на вопрос, был ли он лично знаком с подсудимой до поездки, Нурмашев заявил:
"Мы много лет пересекались на благотворительных акциях, видел её в социальных сетях. Но лично, в офлайн-формате, не общались до поездки в Эмираты", — добавил свидетель.
Свидетель вновь подтвердил, что решение о переводе 200 миллионов тенге в фонд Кайрат было принято после того, как она продемонстрировала доступ к международному гуманитарному хабу в Абу-Даби и утверждала, что сотрудничает с посольством Палестины.
"Она показала нам склад, где формируются гуманитарные грузы. Мы поверили, потому что всё выглядело убедительно. Договор был подписан, а средства отправлены с условием дальнейшей отчётности", — сказал Нурмашев.
Позже фонд отказался переводить оставшиеся 93 миллиона тенге, поскольку, по словам Нурмашева, отчёт от фонда Кайрат был предоставлен с опозданием и вызвал сомнения в достоверности.
"То, что представила сторона Кайрат, оказалось недостоверным. Мы не увидели подтверждений, что деньги действительно дошли до адресатов. Сейчас это подтверждается и следствием", — сказал он.
Судебное разбирательство продолжается.
Суд продолжает рассмотрение дела. Напомним, сегодня в суде выступил свидетель Асхат Нурмашев — президент благотворительного фонда "Асар-Уме". Он рассказал о причинах перевода 200 миллионов тенге на счёт фонда "BizBirgemiz Qazaqstan 2030"
Ранее на суде предприниматель Молдир Суюншали заявила в суде, что перевела 10 млн тенге на счёт фонда Перизат Кайрат после участия в благотворительном аукционе, поверив в обещания о строительстве реабилитационного центра. Позже она узнала из новостей, что проект оказался фиктивным, и подала гражданский иск.
Напомним, Перизат Кайрат и её мать Гайни Аллашбаева обвиняются в хищении крупных сумм, собранных якобы на благотворительные цели. По версии следствия, они обманом привлекали пожертвования, используя фиктивный имидж и вовлекая в мероприятия известных личностей, включая детей с инвалидностью, а также вручали благодарственные письма от имени политиков. Суммы расходовались на личные нужды, включая элитные отели, одежду и аренду авто. Обвиняемые свою вину в суде не признают.