С начала 2025 года Агентство по регулированию рекламной деятельности Казахстана выявило 34 блогера, причастных к рекламе азартных онлайн-игр, передает BAQ.KZ.
Среди них — известные личности, такие как хип-хоп исполнитель Шынгысхан Копбаев, блогер Қайсар Қамза, а также музыканты Айтмаханов Тәуіржан и Наиль Турганов.
11 из этих блогеров уже привлечены к административной ответственности по статье 455 КоАП, что касается нарушения законодательства о рекламе, а материалы по 23 блогерам переданы в Министерство культуры для принятия дальнейших мер.
Особенно ярким примером систематического нарушения закона является казахстанский хип-хоп исполнитель "Baller" (Шынгысхан Копбаев), который с начала года уже пять раз привлекался к ответственности за рекламу онлайн-казино. В свою очередь, блогер Қайсар Қамза использует свой телеграм-канал для распространения инструкций по регистрации на нелегальных азартных платформах, что наносит серьёзный вред аудитории, вовлекаемой в азартные игры.
Не остаются в стороне и другие инфлюенсеры. Блогер Наиль Турганов, рекламируя онлайн-казино, получил более 8 миллионов тенге, часть которых он выиграл на тех же платформах. Более того, даже среди женщин-блогеров, таких как Кулжабаева Мариям и Хакиева Зухра, распространяется реклама азартных игр, приносящая огромную прибыль за счёт разрушения жизней людей.
В другом случае, в отношении блогера-музыканта Рината Шамшырак с аудиторией свыше 600 тыс подписчиков также возбуждалось адмдело по факту рекламы онлайн-казино.
Аналогично, за рекламу онлайн-казино Наиль Турганов получил свыше 8 млн тенге.
Нургазы Токтаров ("Nakonay Qarapaiym") организовал на своих страницах в соцсетях агрессивную кампанию по вовлечению граждан в незаконные азартные игры и регистрацию на сайтах интернет-казиноПримечательно, что почти половину из полученных за рекламу 15,8 млн тенге он впоследствии проиграл на тех же онлайн-площадках, чьи услуги рекламировал. При этом подобные схемы вовлечения в азарт практикуют и женщины.
Кулжабаева Мариям за обычные сторисы на странице ("@oomariko") с призывами зарегистрироваться в интернет-казино оценила свои услуги всего в 350 тыс тенге, тогда как семьи, ставшие жертвами этих игр, теряют миллионы.
В ответ на эти нарушения, Агентство инициировало внесение изменений в законодательство, включая введение уголовной ответственности за рекламу онлайн-казино, а также привлечение к ответственности как пособников незаконного игорного бизнеса. Агентство призывает блогеров быть более ответственными перед своей аудиторией и отказаться от продвижения азартных игр, способствующих развитию игровой зависимости.
Для предотвращения дальнейших нарушений Агентство также запустило канал для анонимных сообщений о сомнительных рекламных предложениях через телеграм-бот "АФМ Insider".